Очарование глубинной перспективы
Дворцы, распланированные в форме подков, то есть содержащие открытый парадный двор, все задуманы так, чтобы бросалось в глаза соотношение между выдвинутыми вперёд флигелями и главным фасадом. Это соотношение покоится на различии расстояний, которое само по себе ещё не создало бы впечатления глубины в барочном духе, и мыслимо в качестве диспозиции в любую эпоху, но благодаря особой трактовке формы приобретает напряженность в глубину.
Что касается внутренних пространств церквей, то, конечно, не барокко открыл здесь очарование глубинной перспективы. Хотя центральная постройка с полным правом может притязать на значение идеальной архитектурной формы высокого Ренессанса, наряду с ней всё же всегда существовали церкви с продолговатыми кораблями, и устремление движения к высокому алтарю является настолько существенным моментом этих построек, что невозможно предположить, будто оно не ощущалось. Однако если такую церковь воспринимает в продольной перспективе живописец барокко, то упомянутое движение в глубину само по себе ещё далеко не удовлетворяет его. При помощи освещения он создаёт более отчётливые соотношения между передним и задним планами, линии прерываются - словом, данное пространственное впечатление искусственно обостряется с расчётом на более интенсивный эффект глубины. Всё это осуществлено в новой архитектуре.
Вовсе не случайность, что тип итальянской барочной церкви с совершенно новым эффектом льющегося в глубине из купола яркого света раньше не встречался. Не случайность, что архитектура не пользовалась раньше мотивом выступающих вперёд кулис, то есть мотивом пересечения, и что лишь теперь ось глубины уснащается разного рода мотивами, назначение которых не разложить корабль на отдельные пласты пространства, а сделать движение внутрь единообразным и принудительным.
Ничто так не чуждо барокко, как следование замкнутых в себе участков пространства, которое можно наблюдать, например, в S. Giustina в Падуе, но, с другой стороны, равномерное следование стрельчатых арок готической церкви было бы также несимпатично этому стилю.
Отметим также, что из истории мюнхенской Frauenkirche, известно, что благодаря пристройке поперечного сооружения в среднем корабле, впервые должным образом была подчёркнута прелесть глубины в барочном смысле. Такой эффект был оценен и архитекторами, и художниками этого времени.
* Предложение месяца! С ручками и петлями
двери бульдорс . Дверные наличники! . Shop through http://www.bestautoinsuranceservice.com for all your insurance needs.
Рисунок и живопись в истории искусств: картины художников и особенности подходов к их написанию великими мастерами.