Мой сайт
Вторник, 14.05.2024, 13:52
Меню сайта
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2013 » Июль » 26 » ИДЕЯ О СООТНОШЕНИИ РЕАЛЬНОЙ И ИДЕАЛЬНОЙ ФОРМ В ТР
22:38
 

ИДЕЯ О СООТНОШЕНИИ РЕАЛЬНОЙ И ИДЕАЛЬНОЙ ФОРМ В ТР

ИДЕЯ О СООТНОШЕНИИ РЕАЛЬНОЙ И ИДЕАЛЬНОЙ ФОРМ В ТРАДИЦИИ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ текст научной статьи по специальности «Психология»

Нажмите, чтобы читать статью Нажмите, чтобы читать статьюНаучная статья на тему 'ИДЕЯ О СООТНОШЕНИИ РЕАЛЬНОЙ И ИДЕАЛЬНОЙ ФОРМ В ТРАДИЦИИ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ' по специальности 'Психология'
  • Автор научной статьи: КУРЫШЕВА О.В.
  • Журнал: Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии
  • Год выпуска: 2003 Номер выпуска: 3
  • Научная рубрика ГРНТИ: 15.41 - Социальная психология
  • Специальность ВАК РФ: 19.00.05
  • Код УДК: 159.923:316.6
Написать рецензию

Научная статья по специальности "Социальная психология" из научного журнала "Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии", КУРЫШЕВА О.В.


Библиографическая ссылка по ГОСТ Р 7.0.5—2008 (электронная) КУРЫШЕВА О. В. ИДЕЯ О СООТНОШЕНИИ РЕАЛЬНОЙ И ИДЕАЛЬНОЙ ФОРМ В ТРАДИЦИИ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ // Вестник ВолГУ. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2003. №3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ideya-o-sootnoshenii-realnoy-i-idealnoy-form-v-traditsii-kulturno-istoricheskoy-teorii-razvitiya (дата обращения: 23.06.2013).

Библиографическая ссылка по ГОСТ Р 7.0.5—2008 (печатная) КУРЫШЕВА О. В. ИДЕЯ О СООТНОШЕНИИ РЕАЛЬНОЙ И ИДЕАЛЬНОЙ ФОРМ В ТРАДИЦИИ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ // Вестник ВолГУ. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2003. №3. С.131-137.

Чтобы оставить комментарий, нужно зарегистрироваться.

Похожие темы научных работ по психологии, автор научной работы — КУРЫШЕВА О.В.

Текст научной работы на тему "ИДЕЯ О СООТНОШЕНИИ РЕАЛЬНОЙ И ИДЕАЛЬНОЙ ФОРМ В ТРАДИЦИИ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ". Научная статья по специальности "Социальная психология"

© О.В. Курышева, 2004

ПСИХОЛОГИЯ

ИДЕЯ О СООТНОШЕНИИ РЕАЛЬНОЙ И ИДЕАЛЬНОЙ ФОРМ В ТРАДИЦИИ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ

О.В. Курышева

Отечественная возрастная психология преимущественно базируется на идеях культурно-исторической теории развития. Ее основатель — Л.С. Выготский — наметил принципиальные позиции рассмотрения процесса онтогенетического развития. К сожалению, Л.С. Выготский занимался этим в последние годы своей жизни (1928 — 1934 гг.), поэтому многие вопросы не получили развернутого оформления. Исторически сложилось так, что его работы были долгое время недоступны широкому кругу читателей. Их первое издание состоялось только в 80-х годах, когда вышло первое собрание сочинений Л.С. Выготского, в связи с чем многие теоретические посылы стали рассматриваться вне первоначально задуманного психолого-философского контекста, а использование многих терминов стало фор-мализированным. Целью настоящей работы является рассмотрение основных философских идей, которые закладывают основы понимания всего категориального строя и принципиальных позиций анализа процесса детского развития.

Понимание процесса онтогенетического развития как соотношения реальной и идеальной форм является фундаментальной, ключевой проблемой культурно-исторической теории.

Исходные основания такого понимания заложены в идее о первичности социального плана в развитии высших психических функций, сформулированной Л.С. Выготским в общем генетическом законе культурного развития: «Всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва — социальном, потом — психологическом, сперва

между людьми как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая...»1 Понятие «социальное» рассматривается здесь в широком контексте, предполагающем его синонимичность категории «культурное»2.

Исходя из этого Л.С. Выготский полагает, что психическое развитие человека детерминировано извне, его источники находятся в социальном (культурном) плане. Такой подход обусловливает принципиально новый взгляд на процесс психического развития ребенка. В работе «Проблема возраста» Л.С. Выготский пишет по этому поводу: «Как уже было сказано, социальная среда является источником возникновения всех специфических человеческих свойств личности, постепенно приобретаемых ребенком, или источником социального развития ребенка, которое совершается в процессе реального взаимодействия “идеальных” и наличных форм»3.

Постоянно существуя в социально-культурном пространстве, идеальные формы, взаимодействуя с «натуральными» способами реагирования, этим взаимодействием выстраивают вектор развития. По мысли Л.С. Выготского, именно соотношение реальной и идеальной форм задает специфику детского развития. «Ни в одном из известных нам типов развития никогда дело не происходит так, чтобы в момент, когда складывается начальная форма... уже имела место высшая, идеальная, появляющаяся в конце развития, и чтобы она непосредственно взаимодействовала с первыми шагами, которые делает ребенок по пути развития этой начальной, или первичной, формы. В этом заключается высочайшее своеобразие детского развития»4.

Такой подход коренным образом меняет взгляд на проблему идеального. Если в традиционных психологических теориях идеальное находится в сознании индивида, то с позиции культурно-исторической теории «идеальное не может быть раскрыто и понято на уровне сознания одного индивида — идеальное есть аспект культуры»5. И суть «неклассической психологии» (Д.Б. Элько-нин) Л.С. Выготского в вынесении сознания и идеального плана вовне, в надинди-видуальности идеального.

В этой связи возрастное развитие предстает как закономерное взаимодействие развитых, культурных (идеальных) и примитивных, натуральных (реальных) форм поведения, преодоление которых совершается революционным, скачкообразным, конфликтным путем. Это обусловливает неэволюционный характер процесса развития, что является принципиальным основанием членения онтогенеза Л.С. Выготским на стабильные и критические периоды.

Л.С. Выготский обращался к терминам «реальная» и «идеальная» форма только в последних работах (например, «Проблема возраста», «Основы педологии») и не давал им понятийного оформления. Понятиям «реальная» и «идеальная форма» у Л.С. Выготского соответствуют понятия «натуральное» и «культурное». Анализ работ Л.С. Выготского позволяет утверждать, что в качестве реальной формы он полагал «наличные и импульсивные способы реагирования на “свойства предметов”», а идеальная форма понималась им как «та идея, в которой само реагирование становится оформленным, а предметы с их свойствами начинают выступать как опоры плана будущего действия — смысловое поле”»6.

Л.С. Выготский не проводил границы между ними по линии объективное — субъективное, внешнее — внутреннее. Напротив, им подчеркивалась их «взаимотеку-честь», актуальная и потенциальная совместимость, органичность и закономерность их взаимодействия. Идеальная и реальная формы — это «взаимопорождающие живые формы», и суть их взаимодействия — в постоянных взаимопереходах, в постоянном вза-иморазвитии.

Переход «натуральное — культурное» понимается Выготским как преодоление натуральной формы, причем достаточно энергичное. Это вовсе не постепенный, эволюционный процесс, а именно сдвиг и ска-

чок, в котором натуральная и культурная (реальная и идеальная) формы вступают в конфликты и коллизии. «Самая сущность культурного развития состоит в столкновении развитых, культурных форм поведения, с которыми встречается ребенок, с примитивными формами, которые характеризуют его собственное поведение»7.

Идеей взаимопереходов реальной и идеальной форм был задан единый контекст рассмотрения основных проблем онтогенеза, обоснован выбор терминов, описывающих развитие.

Однако многие теоретические конструкты не нашли понятийного оформления (в частности, идеальная форма, социальная ситуация развития, переживание), ряд поставленных вопросов остался открытым (условия и особенности взаимодействия реальной и идеальной форм, возможность и характеристики момента их «встречи»). Идея о соотношении реальной и идеальной форм в дальнейшем получила развитие в трудах учеников и последователей Л.С. Выготского (Д.Б. Эльконина, В.П. Зинченко, В.В. Давыдова, А.А. Пузырея, Б.Д. Эльконина и др.).

Аналогичный подход к проблеме идеального содержится в работах Э.В. Ильенкова 8. «Человек обретает “идеальный” план жизнедеятельности исключительно в ходе приобщения к исторически развившимся формам общественной жизнедеятельности, только вместе с социальным планом существования, только вместе с культурой. “Идеальность” и есть не что иное, как аспект культуры, как ее измерение, определенность, свойство»9.

Рассматривая идеальное как аспект культуры, Э.В. Ильенков также отмечает его объективный характер по отношению к индивидуальному сознанию: «Идеальное... не может быть представлено просто как многократно повторенная индивидуальная психика, так как оно “конституируется” в особую, “чувственно-сверхчувственную” реальность, в составе которой обнаруживается многое такое, чего в каждой индивидуальной психике, взятой порознь, нет и быть не может»10.

Э.В. Ильенков подчеркивал, что идеальное возникает только там, где для человека есть возможность и необходимость посмотреть на свои действия с позиции Другого — «глазами всех других людей», что может быть осуществимо только в пространстве совместной общественной деятельности.

В индивидуальном сознании идеальная форма существует в виде субъективных образов объективных предметов и явлений. Э.В. Ильенков пишет об этом: «“Идеальность” вообще есть... характеристика таких вещественно зафиксированных (объективированных, овеществленных, опредмечен-ных) образов общественно-человеческой культуры, то есть исторически сложившихся способов общественно-человеческой жизнедеятельности, противостоящих индивиду с его сознанием и волей как особая “сверх-природная” объективная действительность, как особый предмет, сопоставимый с материальной действительностью, находящийся с нею в одном и том же пространстве»11.

Отмечаемая однопространственность идеальной и реальной форм имплицитно содержит мысль о возможности и заданнос-ти их встречи. По мнению Э.В. Ильенкова, идеальная форма может существовать (и существует) только во взаимопереходе, взаи-мотрансформации с реальной формой: «Идеальная форма — это форма вещи, но вне этой вещи, а именно в человеке, в виде формы его активной жизнедеятельности, в виде цели и потребности. Или наоборот, это форма активной жизнедеятельности человека, но вне человека, а именно в виде формы созданной им вещи. “Идеальность” сама по себе только и существует в постоянной смене этих двух форм своего “внешнего воплощения”, не совпадая ни с одной из них, взятой порознь. Она существует только через непрекращающийся процесс превращения формы деятельности в форму вещи и обратно — формы вещи в форму деятельности (общественного человека, разумеется)»12.

Таким образом, в контексте идей Э.В. Ильенкова «идеальное» выступает как аспект культуры, носящий объективный характер по отношению к субъективному сознанию, детерминантой которого выступают социальные отношения. Такое совпадение точек зрения на природу идеального у Л.С. Выготского и Э.В. Ильенкова позволяет рассматривать концепцию Э.В. Ильенкова как «современное философско-логическое обоснование культурно-исторической теории Л.С. Выготского»13.

Д.Б. Эльконин рассматривает идею о соотношении реальной и идеальной форм как базовую для создания теории психического развития ребенка. В его трактовке высшие, «культурные» формы существуют объективно как общественные образцы.

Объективный характер их существования, о котором говорит Д.Б. Эльконин, делает необходимым процесс их присвоения, субъек-тивации. «Получается, что процесс психического развития происходит как бы сверху, путем взаимодействия идеальной формы и развивающегося процесса»14.

Д.Б. Эльконин делит эти идеальные общественные образцы на мотивационносмысловые и предметно-орудийные, и на этом основании делит ведущую деятельность на два типа. Поочередная смена типа ведущей деятельности и является основанием периодизации.

Таким образом, по мысли Д.Б. Элько-нина, источником психического развития являются заданные в социальном плане идеальные формы, со стороны которых — как бы сверху — и детерминирован процесс онтогенетического развития.

Объективный характер представленных в культуре общественных образцов делает принципиальным тот факт, что в ходе онтогенеза они оказываются не обязательно представленными субъекту. Существует лишь только потенциальная возможность их открытия.

Развивая это положение, Б.Д. Эльконин пишет: «...идеальную форму характеризует соотношение между идеей и условиями ее осуществления. В этом контексте идеальная форма предстает не как отдельность («вещь»), а как поле, «силовыми линиями» которого являются отношения между содержанием идеи и теми обстоятельствами, в которых она полно реализуется, то есть отношения между идеей и ее средой... Идеальная форма, понятая таким образом, никогда не может быть данностью. По своему существу она всегда задана и проблемна»15.

И в этом смысле культура — это не просто среда, а «приглашающая сила, не столько оболочка, сколько вызов... Вызов состоит в том, что между идеальной и реальной формами есть разность потенциалов. Если субъект принимает вызов, то может случиться акт, событие развития. Этим актом субъект овладевает идеальной формой, присваивает ее себе или превосходит ее»16.

В этом открытии и заключена основная идея развития. Но что должно случиться, какие механизмы должны быть запущены, чтобы это открытие состоялось?

Идеальная форма должна быть не просто «объективно представлена», она с необходимостью должна находиться в отно-

шении к реальной, должна быть явлена как идеальное. «Идеальность должна выступить, то есть стать не бытием, а событием — тем, смысл чего состоит в его совершении и явлении. И выступить должна сама идеальность, совершенство какого-либо содержания, а не просто это иное содержание»17.

Овладение идеальной формой (собственным поведением) в контексте идей Л.С. Выготского предполагает становление человека как субъекта собственного поведения. «Субъект есть, бытийствует тогда, когда выражен и объективирован сам сдвиг, переход от натуральной к культурной форме — переход к превращению своего поведения в предмет, к использованию средств обнаружения и видения своего поведения вне себя»18. А следовательно, возникновение субъекта поведения происходит в «точке встречи» идеальной и реальной форм.

Применительно к переходным (критическим) возрастам такая точка зрения задает необходимость их рассмотрения в логике соотношения реальной и идеальной формы.

Л.С. Выготский полагал, что основное психологическое содержание кризиса заключается в трансформации социальной ситуации развития, где происходит смена основных переживаний ребенка, то есть смена отношения ребенка к среде.

Рассматривая среду не как обстановку, а как источник развития, Л.С. Выготский вводит термин «социальная ситуация развития». Не обладая характеристиками понятия, термин «социальная ситуация развития» специально не анализировался его автором в аспекте перехода «наличное — идеальное». Однако обращение к более широкому контексту идей Л.С. Выготского позволяет говорить о том, что «социальная ситуация развития как характеристика возраста была воплощением более общей и принципиальной посылки о сосуществовании реальной и идеальной формы в детском развитии»19.

В гипотезе, высказанной К.Н. Поливановой, говорится, что «изменение в переживании ребенком среды обусловлено тем, что в момент возрастного перехода открывается идеальная форма... и ее отношение к реальной становится ситуацией развития»20. Исходя из этого, переходные (критические) возрасты есть «предельное обнажение, прежде всего для самого ребенка, всегда имплицитно наличествующего сосуществования

реальной и идеальной формы...»21 Истоком кризиса является «расчленение ребенком двух миров — старого и нового, различение реальной и идеальной формы», в результате чего «ребенку открывается, “является” новая идеальная форма взрослости...»22

Идеальная форма понимается здесь как более совершенная, развитая и осмысленная форма поведения. Подход к такому пониманию задан, во-первых, идеей о существовании идеальной формы в виде образов «правильных», совершенных способов (образцов) поведения человека (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др.). Кроме того, при характеристике идеальной формы в традициях культурно-исторической теории акцентируется ее стремление, направленность в будущее.

Л.С. Выготский указывает, что «высшая конечная форма — человек будущего»23. Ту же мысль Л.С. Выготский высказывает при анализе свободного действия: «Действие человека, возникшее в процессе культурноисторического развития поведения, есть свободное действие... направленное на буду-

щее»24.

Над проблемой «будущего в настоящем» размышлял Д.Б. Эльконин: «...будущее всегда присутствует в развитии ребенка, но не в конкретной, а во всеобщей форме...»25

О том, что поведение ребенка приобретает ориентацию на будущее, Д.Б. Эльконин писал, характеризуя такие феномены, как обобщение переживаний и потеря непосредственности 26. Идеальная форма, понимаемая таким образом, с необходимостью отражает будущее ребенка (его совершенство) и тем самым задает смысл настоящему.

Носителем идеальной формы является другой человек (для ребенка взрослый). Это положение развивается в основных работах Л.С. Выготского. В частности, он писал: «Вся история психического развития ребенка учит нас, что с первых же дней его приспособление к среде достигается социальными средствами через окружающих людей. Путь от вещи к ребенку и от ребенка к вещи лежит через другого человека»27. Конкретизируя эту мысль, в работе «История развития высших психических функций», Л.С. Выготский отмечает: «Ребенок начинает применять по отношению к себе самому те формы поведения, которые обычно применяют взрослые по отношению к нему, и это является ключом к интересующему нас факту овладения своим поведением»28.

Особое внимание этой проблеме уделял Д.Б. Эльконин: «Психическое развитие ребенка в обществе представляет собой единственный в своем роде тип развития, когда та “идеальная”, в смысле высшая, конечная форма, которая должна быть достигнута в ходе развития, уже существует как реальность, а активное взаимодействие с ней и составляет процесс развития. Воспитание в широком смысле слова и есть тот процесс, в котором общество организует это взаимодействие и развитие. Оно осуществляется прежде всего в непосредственно-совместной деятельности ребенка и взрослого как носителя всех общественно выработанных способов действий и образа жизни в социальной действительности — предметной и общественной»29.

Конкретный взрослый, таким образом, определяет детское развитие лить в том случае, когда выступает не со стороны своих личностных особенностей, а когда «своими свойствами и чертами акцентирует, выделяет, демонстрирует не самое себя, а иное — идеи и смыслы жизни ребенка. Тем самым он вводит ребенка — сначала незаметно для него самого, а потом и заметно — в его собственное будущее»30.

Исходя из этого объектом развития выступает не отдельный индивид, а система отношений детей и взрослых. «Без участия взрослого, без образцов действий ребенок не смог бы освоить ни одного самого элементарного действия с предметами. Ребенок, оставленный наедине с окружающими его предметами, без участия и помощи взрослых не мог бы открыть их общественного назначения»31. Но как происходит процесс превращения образца действия взрослого в собственное действие?

Характеризуя понятие «совокупное действие», Д.Б. Эльконин пишет: «Ориентация на действие другого есть одновременно ориентация своего действия... Главное, что непосредственная ориентировка на реальные предметные условия действия... включена и определена в совокупном действии ориентацией на действия другого! Вот что вращивается! Вращивается Другой!»32 Развивая эту мысль, Д.Б. Эльконин приходит к выводу, что «образец — это не образ другого, а образ себя через другого, то есть каким я хочу, стремлюсь быть. Образец — не нечто внешнее; это форма его (ребенка) сознания другого в себе»33.

Структура совокупного действия, таким образом, включает «три взаимосвязанных и взаимодополнительных аспекта: образ будущего, образ другого в себе как воплощение этого будущего и образ себя через другого»34. Этот триединый образ описан Д.Б. Элькониным и Т.В. Драгуновой как новообразование подросткового кризиса и получил название «чувство взрослости». Однако Д.Б. Эльконин рассматривал его в более широком контексте и отмечал по этому поводу, что «“чувство взрослости” как отношение к будущему играет важную роль на всем протяжении жизни ребенка, во всех возрастах»35. Однако понятие, включающее этот более широкий контекст, не было введено. В частности, Д.Б. Эльконин пишет по этому поводу в дневниках: «Важно понять, что такое образец своего будущего Я. Интуитивно мысль ясна, но как ее превратить в понятие?»36

Развивая эту мысль, Б.Д. Эльконин считает, что это понятие — «образ взрослости», рассматривая его как идеальную форму, которая «является центральной категорией, задающей целостность детства. Образ взрослости, образ совершенного (идеального) взрослого является единственным способом и опорой представления детьми их будущего»37.

Таким образом, соотношение реальной и идеальной форм, их взаимопереход в традиции культурно-исторической теории развития является исходной точкой, задающей «работу развития», философско-психологически контекстом, придающим глубину и своеобразие анализу проблем онтогенетического развития.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. М., 1983. Т. 3. С. 145.

2 Там же.

3 Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб., 1999. С. 34—35.

4 Цит. по: Эльконин Д.Б. Послесловие // Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. Т. 4. С. 395.

5 Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996. С. 404.

6 Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. М., 1994.

7 Выготский Л.С. История развития высших психических функций... С. 136.

8 См.: Ильенков Э.В. Проблема идеального // Вопросы философии. 1979. № 6; Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991.

9 Ильенков Э.В. Философия и культура... С. 266.

10 Ильенков Э.В. Проблема идеального... С. 131.

11 Там же. С. 140.

12 Там же. С. 158.

13 Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.

14 Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989. С. 29.

15 Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития... С. 34.

16 Зинченко В.П. От классической к органической психологии // Вопросы психологии. 1996. №° 5. С. 9—10.

17 Эльконин Б.Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития // Вопросы психологии. 1992. №° 3—4. С. 8.

18 Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития... С. 15.

19 Поливанова К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития // Вопросы психологии. 1994. №° 1. С. 64.

20 Там же. С. 64—65.

21 Там же. С. 65.

22 Там же.

23 Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. Т. 4. С. 395.

24 Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка // Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. Т. 3. С. 85.

25 Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды... С. 381.

26 Там же. С. 401.

27 Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка... С. 30.

28 Выготский Л.С. История развития высших психических функций... С. 122.

29 Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды... С. 111.

30 Венгер А.Л., Слободчиков В.И., Эльконин Б.Д. Проблемы детской психологии и научное творчество Д.Б. Эльконина // Вопросы психологии. 1988. №° 3. С. 25.

31 Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды... С. 223.

32 Там же. С. 518.

33 Там же. С. 513.

34 Венгер А.Л., Слободчиков В.И., Эльконин Б.Д. Проблемы детской психологии... С. 27.

35 Там же.

36 Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды... С. 513.

37 Эльконин Б.Д. Кризис детства и основания проектирования... С. 7.

Просмотров: 198 | Добавил: screeparcy | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Календарь
«  Июль 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz