Мой сайт
Вторник, 14.05.2024, 21:49
Меню сайта
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2014 » Март » 4 » КОНЦЕПЦИЯ ИДЕАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ЛИРИКЕ В. А. �
00:04
 

КОНЦЕПЦИЯ ИДЕАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ЛИРИКЕ В. А. �

КОНЦЕПЦИЯ ИДЕАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ЛИРИКЕ В. А. ЖУКОВСКОГО текст научной статьи по специальности «Литература. Литературоведение. Устное народное творчество»

Нажмите, чтобы читать статью Нажмите, чтобы читать статьюНаучная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ ИДЕАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ЛИРИКЕ В. А. ЖУКОВСКОГО' по специальности 'Литература. Литературоведение. Устное народное творчество'
  • Автор научной статьи: ПАВЛЯК ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА
  • Журнал: Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта
  • Год выпуска: 2011 Номер выпуска: 8
  • Научная рубрика ГРНТИ: 17 - Литература. Литературоведение. Устное народное творчество
  • Специальность ВАК РФ: 10.01.00
  • Код УДК: 82
  • Коды указанные автором: УДК: 821.161.1
  • Ключевые слова: ЛИРИКА, РОМАНТИЗМ, В. А. ЖУКОВСКИЙ, ПОЭТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО, ХРИСТИАНСТВО, РАЙ, LYRIC POETRY, ROMANTICISM, V.A. ZHUKOVSKY, POETIC SPACE, CHRISTIANITY, PARADISE
Написать рецензию

Аннотация научной статьи по литературе, литературоведению и устному народному творчеству, автор научной работы — ПАВЛЯК ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА

Поэтические образы идеального пространства, созданные В. А. Жуковским, анализируются в контексте христианских представлений о рае.

Annotation of scientific paper 2011 year, VAK speciality — 10.01.00, author — PAVLYAK OLGA NIKOLAEVNA

This article analyses V. A. Zhukovskyx27;s images of ideal space in the context of Christian notions of paradise.

Научная статья по специальности "Литература. Литературоведение. Устное народное творчество" из научного журнала "Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта", ПАВЛЯК ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА


Библиографическая ссылка по ГОСТ Р 7.0.5—2008 (электронная) ПАВЛЯК О. Н. КОНЦЕПЦИЯ ИДЕАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ЛИРИКЕ В. А. ЖУКОВСКОГО // Вестник БФУ им. И. Канта. 2011. №8. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-idealnogo-prostranstva-v-lirike-v-a-zhukovskogo (дата обращения: 16.06.2013).

Библиографическая ссылка по ГОСТ Р 7.0.5—2008 (печатная) ПАВЛЯК О. Н. КОНЦЕПЦИЯ ИДЕАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ЛИРИКЕ В. А. ЖУКОВСКОГО // Вестник БФУ им. И. Канта. 2011. №8. С.132-136.

Чтобы оставить комментарий, нужно зарегистрироваться.

Похожие темы научных работ по литературе, литературоведению и устному народному творчеству, автор научной работы — ПАВЛЯК ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА

Текст научной работы на тему "КОНЦЕПЦИЯ ИДЕАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ЛИРИКЕ В. А. ЖУКОВСКОГО". Научная статья по специальности "Литература. Литературоведение. Устное народное творчество"

УДК 821.161.1

О. Н. Павляк

КОНЦЕПЦИЯ ИДЕАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ЛИРИКЕ В. А. ЖУКОВСКОГО

Поэтические образы идеального пространства, созданные В. А. Жуковским, анализируются в контексте христианских представлений о рае.

This article analyses V. A. Zhukovsky's images of ideal space in the context of Christian notions of paradise.

Ключевые слова: лирика, романтизм, В. А. Жуковский, поэтическое пространство, христианство, рай.

Key words: lyric poetry, romanticism, V.A. Zhukovsky, poetic space, Christianity, paradise.

Для большинства художников, особенно если речь идет о художниках с романтическим мироощущением, характерно стремление к построению идеала, противостоящего несовершенному миру. Для этого поэты чаще всего обращаются к историческому прошлому, к культурно-религиозной традиции: (Библии, историческим хроникам, эпосу древних народов, фольклору и т.д.), в которых находят необходимые образы, ситуации, сюжеты. Под воздействием авторской идеи они сублимируются и становятся основой для построения образа новой идеальной реальности. В этом смысле образ рая абсолютно уникален: эту реальность не надо выстраивать, она уже есть в сознании читателя, хотя и в разных модификациях.

В Ветхом Завете образ рая имеет вполне конкретные пространственные характеристики — это Восток, Эдем, сад. Собственно, само слово рай переводится с еврейского языка как «закрытый сад» — «это место, совмещающее в себе все, что было прекрасного в первозданной природе» [1, т. 2, с. 432]. Память об этом утраченном пространстве запе-

Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2011. Вып. 8. С. 132 — 136.

чатлена во фразеологическом обороте «рай земной» — «необыкновенно красивое место, в котором всего в изобилии, где можно счастливо и безмятежно жить» [2, с. 383]. В контексте Ветхого Завета это сад в Эдеме, закрытый от человека в наказание за грехопадение. В Новом Завете рай — категория исключительно духовная. Маркировка рай небесный обозначает мир высших ценностей и связывается с пространством Дома Отца Небесного.

Независимо от религиозной системы, рай — это прежде всего пространство гармонии и блаженства. Все вышесказанное определяет совершенно особое место категории рай в литературе вообще и в лирике в частности.

В эпоху романтизма обращение к образу рая становится особенно актуальным. Как известно, романтическая личность трагически ощущает утрату гармонии, в том числе и первородной. Поиск путей к ее возврату определяет внутреннюю динамику духовной жизни; не удивительно, что пространство рая становится идеалом, к которому эта личность устремлена. В. А. Жуковский, как никто другой, в силу своего характера, религиозной настроенности, жизненных обстоятельств стремился к тому, чтобы в рамках своей поэтической системы, в которой, несомненно, есть место романтической рефлексии, создать некую аксиологическую зону, где отношения человека с миром и человека с самим собой могли бы обрести гармоническое равновесие.

Как уже говорилось, рай — это пространство гармонии. Отсюда устойчивый образный ряд: райская природа, рай земной, райская жизнь, райское блаженство. Основной смысл этих образов преимущественно сводится к оценке красивого и счастливого существования. Весь этот ряд в той или иной мере представлен в художественном мире В. А. Жуковского, однако особое место в нем принадлежит образу рая как идеального пространства поэта.

К «Стихам, сочиненным в день моего рождения» стоит посвящение «К моей лире и к друзьям моим», в котором лира, символ поэтического дара, и дружба поставлены в один ценностный ряд. Описывая пространство, где им уготована доминирующая роль, поэт представляет свое жилище в духе батюшковской традиции:

Не нужны мне венцы вселенной,

Мне дорог ваш, друзья, венок!

На что чертог мне позлащенный?

Простой, укромный уголок,

В тени лесов уединенный... [3, с. 248]

Ценность маленького личного пространства выявляется при помощи столкновения разновеликих характеристик: «венцы вселенной» заменяются на «венок друзей» «позлащенный чертог» — на «укромный уголок». После того как из этого мира устранены ложные ценности и обозначены истинные, он принимает форму замкнутого круга, внутреннее содержание которого определяется только сердцем («всем милым сердцу окруженный»). Состояние поэта, обретшего мир-круг, маркируется как рай души:

Вот все — я больше не желаю,

В душе моей цветет мой рай1 [3, с. 248].

133

1 Здесь и далее в цитатах курсив — автора цитаты, жирный — автора статьи.

134

В поэтической системе В. А. Жуковского нередки случаи, когда автор выделяет ключевое слово курсивом, в данном случае это слово мой. Его выделеность укреплена повтором в границах одного стиха. «Мой рай» — это поэтический образ сугубо личного пространства внутренней гармонии, полнота которого обеспечивается присутствием в нем простоты, свободы, друзей и поэзии.

В стихотворении «Послание к Плещееву» Жуковский ведет внутренний диалог о ценностях мира поэта со своим собратом по перу. На этот раз понятие рая раскрывается в контексте религиозно-этического размышления о мире:

Прекрасен мир, но он прекрасен нами!

Лишь добрый в нем с отверстыми очами,

А злобный сам себя очей лишил!

Не для него природа воскресает,

Когда в поля нисходит светлый май;

Где друг людей находит жизнь и рай,

Там смерть и ад порочный обретает [3, с. 157 — 158].

Примечательно, что мир настоящего, обычно связанный в романтизме со всевозможными пороками, у В. А. Жуковского получил наименование «прекрасный», но с принципиально важным уточнением: «прекрасен нами». Таким образом, в оценке поэтом мира доминирует этическая составляющая. Очевидно, что любая этическая оценка существует в пределах той или иной аксиологической системы, в данном случае христианской. Об этом свидетельствуют несколько факторов. Во-первых, Жуковский переносит акцент с внешнего созерцания на внутреннее (мир прекрасен не сам по себе, а от того, какие «мы»), тем самым внутреннее содержание становится определяющим («Царство Божие внутри нас»). Во-вторых, понятие добра выступает как духовный ориентир, формирующий картину мира. Как следствие этого, психологический пейзаж через изображение преобразования в природе («природа воскресает», «нисходит светлый май») отражает состояние возрождения души. Оппозиция добро — зло выводится из другой, не менее значимой оппозиции: зрение — слепота («добрый. с отверстыми очами» — «злобный сам себя очей лишил»). Понятия зрение и слепота в данном случае, безусловно, относятся к духовной сфере, и в этом смысле такая позиция имеет глубокие христианские корни. Нравственное прозрение становится непременным условием построения внутреннего пространства духовного рая.

В стихотворении «Тайный посетитель» образ рая возникает как пространство, подарившее миру чудесный «призрак», посланца Неба. Вся лирическая ситуации состоит в тщетной попытке разгадать тайну «прекрасного гостя». От строфы к строфе последовательно предлагаются наименования «таинственного посетителя» — Надежда, Любовь, Дума, Поэзия, Предчувствие («небесного. святого»). Написание с большой буквы определяет их личностный и ценностный статус. Ни одно из этих наименований не отвергается лирическим героем, но и не укрепляется в позиции абсолютно верного. Создается некое поле зна-

чений, объединяющее в единое целое нравственные, эстетические и религиозные категории. Место обетования «таинственного посетителя» априори загадочное: «неведомый... неземной край», «минувшее», «рай», «небесное. святое».

Иль в тебе сама святая Здесь Поэзия была?..

К нам, как ты, она из рая Два покрова принесла:

Для небес лазурно-ясный,

Чистый, белый для земли:

С ней все близкое прекрасно;

Все знакомо, что вдали [3, с. 122].

Как видно из этого отрывка, «Поэзию» и «таинственного гостя» связывает единое пространство рая. Очевидно, что они обладают характеристиками, принадлежащими к одной аксиологической системе: Поэзия названа «святой», «явлением. с небес». Согласно В. И. Далю, «святой» — «все, что относится к Божеству. духовный божественный, небесный. Святой Дух, третья ипостась, выражающая деятельность Божественную» [4, т. 4, с. 36]. Как известно, «Небо» в христианской аксиологии связывается с пространством Бога, кстати, в ряду многих значений этого слова В. И. Даль приводит следующее — «духовный мир. рай, небесное царство» [4, т. 2, с. 417]. То, что образ рая в данном тексте восходит к христианской традиции, подтверждает дальнейшее развитие лирической ситуации. Небо и земля не только не разводятся по полюсам, как это обычно бывает в поэтической системе романтизма, но, напротив, сближаются и гармонизируются. В этом смысле очень важен образ «двух покровов». Во-первых, оба «покрова», для земли и для неба, равно связаны с раем Небесным («.из рая // Два покрова принесла»). Во-вторых, цвета, в которые они окрашены («Для небес лазурно-ясный, // Чистый, белый для земли»), создают мягкую пластичную картину единого пространства, между ними нет зрительного контраста. На символическом уровне они максимально сливаются: «голубой, золотой и белый — эмблемные цвета Бога, христианства» [5, с. 103]. Как известно, лазурный и голубой практически совпадающие цвета («цвет ясного неба», «светло-синий»). Первоначально функцию обозначения голубого цвета в русском языке выполняли слова лазоревый, лазурный. В словаре В. Даля голубой и лазурный определяются одно через другое. Возвращаясь к образу «лазурно-ясного (голубого) покрова», следует заметить, что голубой цвет сам по себе, а уж тем более в сочетании со словом «покров», в христианстве символизирует одежду Богородицы. Что же касается слова «чистый», то оно не только вносит дополнительный нюанс в зрительный образ, но и уточняет духовную сущность этого образа — «непорочный, прямой. верный и т. д.» [4, т. 4, с. 402].

Картина единения неба и земли укрепляется еще и благодаря тому, что здесь устранен обычный для романтизма пространственный разрыв между «близким» и «далеким» («С ней все близкое прекрасно; // Все знакомо, что вдали»). Очевидно, что «святой Поэзии» отводится роль гармонизирующего начала, позволяющего преодолеть романтическое двоемирие. Мир в сознании лирического героя обретает целостность, и это отражает духовное состояние спокойного равновесия. Пре-

135

136

образование, совершенное «святой Поэзией», объясняется природой ее происхождения — она «из рая».

Таким образом, маркируя идеальное пространство как рай, В. А. Жуковский вносит в него исключительно христианское содержание. Самые разнообразные семантические нюансы, эмпирические или метафизические реалии, выраженные открыто или ассоциативно, устремлены к изображению рая как сферы внутренней духовной гармонии.

Список литературы

1. Христианство: энциклопедический словарь: в 3 т. М., 1995.

2. Христианство: словарь. М., 1994.

3. Жуковский В. А. Соч.: в 3 т. М., 1980. Т. 1.

4. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. М., 2001.

5. Рядчикова Е. Н., Скворцова И. А. Субъективация и психологизм цветообо-значений в языке поэзии // Языковая структура и социальная среда: межвуз. сб. науч. трудов. Воронеж, 2000.

Об авторе

Ольга Николаевна Павляк, канд. филол. наук. доц., Балтийский федеральный университет им. И. Канта, e-mail: pavlyakon@rambler.ru

About author

Dr. Olga N. Pavlyak, Associate Professor, Immanuel Kant Baltic Federal University, e-mail: pavlyakon@rambler. ru

Просмотров: 164 | Добавил: screeparcy | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Календарь
«  Март 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz